Головна | Реєстрація | Вхід | RSSНеділя, 19.11.2017, 11:31

ООПМПК

Меню сайту
Категорії розділу
Cтатті [19]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу

Каталог статей

Головна » Статті » Cтатті

Агрессивность у детей.

Детская агрессивность- явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того, чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Существует много определений агрессии. Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева. Гнев -одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева. Одна из первых причин проявления гнева - боль. Боль является врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного поведения. Переживание гнева создает побуждение к действию, а не само действие. А вот будет ли это действие агрессивным, зависит от ряда причин: это и индивидуальные особенности ребенка ( возбудимость нервной системы), и особенности социальной среды ( его ближайшее окружение).

Гнев вызывает и любое ощущение дискомфорта - голод, усталость, стресс, ограничение физической свободы.

Психологическое ограничение, препятствие в достижении цели, кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния, например депрессия. Рассмотренные выше источники гнева относятся к ситуативным, то есть ребенок находиться в конкретной ситуации, которая в силу обозначенных причин становится раздражающей и служит источником гнева и агрессии. Кроме того, гнев может быть вызван воспоминаниями и мыслями о случившейся когда-то ситуации. Это говорит об ассоциативной причине гнева. Но если ребенок может мысленно вызвать в себе гнев, то соответственно так же мысленно может и погасить его, то есть контролировать свое эмоциональное состояние.

Рассмотрим выражение гнева и агрессии подробнее.

Мимическое выражение гнева включает в себя характерные сокращения лобных мышц и бровей, отличаются изменения в области глаз. При интерпретации мимических проявлений следует подходить осторожно к приобретенным выражениям гнева. Дети часто хмурятся, стискивают зубы и смотрят на собеседника в упор, но это может быть привычкой, а не выражением гнева.

Чем взрослее ребенок, тем больше изменения претерпевает врожденное проявление гнева и тем лучше нужно знать индивидуальные особенности ребенка и ситуации, что бы определить, какую эмоцию он переживает.

На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Общее напряжение тела как бы демонстрирует готовность к нападению. В процессе взросления дети учатся контролировать выражение гнева, и у

них наблюдается одно или несколько характерных проявлений позы гнева. Действия выражения гнева могут быть разнообразными. Наиболее

встречающиеся виды:

  1. физическая агрессия (нападение)- использование физической силы
    против другого человека или объекта;

  2. прямая агрессия - непосредственно направленная против
    раздражителя;

  3. косвенная агрессия - действия которые направлены окольным путем
    на другое лицо, и действия, которые характеризуются
    ненаправленностью, неупорядоченностью ( взрывы ярости,
    проявляющиеся в крике, топанье ногами);

  4. инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения
    какой- либо цели;

  5. враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых
    является причинение вреда объекту агрессии;

  6. аутоагрессия - проявляется в самообвинении,
    самоуничтожении, причинении себе вреда, вплоть до
    самоубийства.

Вербальное выражение гнева совпадает с понятием вербальной агрессии. Это выражение негативных чувств как через форму (ссора, визг, крик), так и через содержание (угроза, проклятие, ругань). Наиболее информативным является не столько содержание речи, сколько её эмоциональная окраска. У агрессивной реакции всегда есть подготовительный период. Признаки наступления агрессии все те же: меняется мимика, поза тела, тон, тембр голоса. Умение замечать эти изменения может пригодиться родителям, для того чтобы научить своего ребёнка выражать гнев в социально приемлемых, а не агрессивно-деструктивных формах. Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а заметив её приближение, направить в подготовленное русло.

Нужна ли эмоция гнева? Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него уверенность и повышает способность к самозащите. Гнев помогает отстаивать свои права и психологическую целостность. Умеренный гнев придает силы и уверенность. Если подавлять постоянно гневную агрессию можно нарушить адаптацию ребенка. Ребенок должен уметь искренне выражать свои чувства, сохраняя контроль над ними.

Поэтому целесообразно учить детей выражать агрессии в социально приемлемых формах, учить контролировать свои негативные эмоции.

Итак, эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к её проявлению. Агрессивное поведение

обусловлено целым рядом факторов - культурных, семейных, индивидуальных.

По мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, то есть агрессивный ребёнок, скорее всего, вырастает агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врождённую характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность - возбудимость нервной системы.

На формирование агрессивности влияют четыре момента:

  1. негативизм матери и отчужденность от ребенка,
    постоянная критика, равнодушие;

  2. терпимость матери к проявлению агрессивности
    ребенка по отношению к другим детям и взрослым;

  3. суровость дисциплинарных воздействий - физическое
    наказание, унижение, игнорирование;

  4. индивидуальные особенности темперамента ребенка -
    возбудимость и вспыльчивость.

Лишь одна четвертая от перечисленного относится к врожденным особенностям, а три четвертых - к социальному окружению ребенка, в котором основная роль отводится родителям.

Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своим собственным.



Автор:

Щербина В. Б.

Категорія: Cтатті | Додав: pmpk (18.10.2010) | Автор: Щербина В. Б.
Переглядів: 1379 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Пошук
Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2017