Головна | Реєстрація | Вхід | RSSНеділя, 19.11.2017, 11:33

ООПМПК

Меню сайту
Категорії розділу
Cтатті [19]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу

Каталог статей

Головна » Статті » Cтатті

О психологических особенностях слепых детей и детей с остаточным зрением

 

Южноукраинский национальный педагогический университет

Им. К. Д. Ушинского

 

 

 

 

 

 

 

 

ИФКР

Коррекционное образование

3 курс. Заочное отделение

Выполнила: Бурлака Т. Е.

Приняла: Соколова А. Б.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

О психологических особенностях слепых детей и детей с остаточным зрением

 

 

 

доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса 2012

 

 

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ

СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ

С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ.

        

В мир приходит новый человек. Это новая радость, новые надежды и маленькая, непохожая ни на одну другую, неповторимая новая вселенная - частица мироздания. Из таких частиц и состоит гигантский живой организм, который называется  человечеством.

         Сегодня мы будем говорить о психологических особенностях полностью незрячих детей и детей с остаточным зрением, острота которого составляет до 0, 04 диоптрий. Чтобы ненадолго оказаться  в мире, в котором они всё время находятся, на минуту или две закроем глаза и представим, что  мы раньше никогда не видели лиц родных и друзей ;не имели представления о звёздном небе и красоте осенней листвы ; о расстоянии, о  горизонте, о цвете, и о многом- многом другом. Сейчас  наше главное  богатство - слух и осязание. Ведь  познание окружающего мира происходит в основном благодаря им. Нам тяжело общаться с другими людьми - ведь мы не видим собеседника, не знаем, как он на нас реагирует. А пространство вокруг нас таит много опасностей. Очень часто со стороны окружающих мы чувствуем настороженное отношение - ведь мы «другие». И в этой ситуации очень важно, чтобы рядом были люди, которые умеют помочь познать мир и разобраться в нашем восприятии , ощущениях, переживаниях, способные помочь нам установить связь с окружающей средой, с обществом. В данном случае имеются в виду тифлопедагоги, тифлопсихологи.

         Тифлопсихология- это раздел специальной психологии, изучающий закономерности психической деятельности людей с полностью или частично нарушенным зрением- развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы коррекции дефекта при их обучении и воспитании, возможности компенсации зрительного восприятия с помощью других анализаторов- слуха и осязания.А также исследуются психические особенности восприятия, памяти и мышления в условиях дефицита информации, связанного с отсутствием зрения или его слабостью. Такое определение тифлопсихологии мы находим в «словаре практического психолога» С. Ю. Головина. За этим определением скрыты судьбы детей, их мечты и надежды , упорный труд и радость пусть и небольших, но собственных  достижений. Ведь вопреки ограниченным возможностям, довольно многие из них после успешного обучения становятся квалифицированными юристами, массажистами, учителями, музыкантами, представителями других профессий, но об этом будет сказано ниже. Капитальными трудами в области тифлопсихологии являются книги М. И. Земцовой «Пути компенсации слепоты», В. С. Сверлова «Пространственная ориентировка слепых», Ю. А. Кулагина «Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых», А. Г. Литвака «Тифлопсихология», Л. И. Солнцевой «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста». В данной работе мы использовали  исследования специалистов в области тифлопсихологии, а также попытались узнать что-то своё путём опроса двух совершенно разных  людей: человека, который родился тотально слепым и остаётся таковым сейчас, и человека, рождённого слепым, но в возрасте пяти лет увидевшего мир.

         С выпадением зрения из системы органов чувств существенно нарушаются сложнейшие связи между человеком и окружающим миром. На основе пластичности ЦНС, под влиянием психолого-педагогического воздействия и факторов окружающей среды происходит приспособление к условиям жизни. Основой чувствительной организации незрячих являются осязательно-слуховой или слухо-осязательный способы восприятия. Создаются предпосылки для адекватного отражения действительности. Слепые и слабовидящие способны правильно и всесторонне познавать мир во всём его многообразии. Однако слепота и слабовидение вносят качественное и количественное своеобразие в познавательную деятельность ,что проявляется в ощущениях, восприятиях, представлениях и других психических процессах.

         Включение сохранных органов чувств, происходит не автоматически, вследствие отсутствия или потери зрения, а обеспечивается специально организованным психолого-педагогическим воздействием, настроем ребёнка на активную жизненную позицию, стремление к преодолению препятствий в жизни.

Слух и осязание - настоящее богатство для слепого ребёнка. Осязание любит тепло, поэтому очень важно, чтобы руки были всегда тёплыми, ведь при температуре +16 чувствительность понижается. Слух - это мощный  зонд пространства. С помощью слуха дети получают информацию о предметах и явлениях извне, которые находятся за пределами непосредственного контакта. При помощи слуха воспринимаются размеры предмета, его место в пространстве. Благодаря слуху незрячие дети овладевают звуковой речью -   важнейшим средством образования, культуры и общения. Благодаря слуху ребёнок не только узнаёт человека, но и определяет его настроение, эмоциональное состояние, черты характера, отношение к собеседнику. По звуку дети определяют своё местонахождение в пространстве, определяют препятствия. В связи с полной потерей зрения или значительным его ослаблением повышается значение вкусовых и обонятельных ощущений. Установлено, что многие слепые дети лучше, чем зрячие, различают запахи и их источники. Они широко используют обоняние в пространственной ориентировке, в процессе общения.

         Развитие психических процессов у слепых и детей с остаточным зрением имеет свои особенности. Для них характерно меньшее, чем у нормально видящих, количество представлений , их качественное отличие. Многие тифлопсихологи отмечают фрагментарность, схематизм, неумение обобщать, вербализм представлений.

         Благодаря речи слепые могут быть полноправными членами общества, ориентироваться в нём, поддерживать контакт. Речь у слепых детей развивается своеобразно. Образуется разрыв между словом и его содержанием. Процесс накопления представлений о предметах и явлениях , особенно о растительном и животном мире, происходит намного медленнее, чем усвоение словесного материала. Дети часто не имеют представлений о конкретной форме предметов, их признаках, о различных явлениях. При этом хорошо усваивают большое количество слов. Однако эта диспропорциональность устраняется под влиянием учебной, познавательной и практической деятельности. Важной задачей в работе с такими детьми является развитие у них любознательности, пытливости, обогащение образами на основе непосредственного обследования предметов и явлений.

         Мышление незрячих детей, кроме тех, у которых имеются органические нарушения ЦНС, может достичь высокого уровня. Это подтверждают данные, которые мы взяли в электронной информационной базе центрального правления УОС (украинского общества слепых)  за 2008 год. Среди инвалидов по зрению I и ii группы: 4 героя советского союза, 17 членов союза писателей Украины, 9 докторов наук, 39 кандидатов наук (в нашем университете на кафедре алгебры и геометрии преподаёт Драгонюк Сергей Владимирович-кандидат математических наук- абсолютно слепой от рождения человек), 11 профессоров, 37 доцентов, 47 заслуженных работников промышленности, социального обеспечения и культуры. Возможности высокого уровня развития обеспечиваются сохранной психикой и ранним овладением речью. Однако полная или частичная потеря зрения, безусловно, сказывается на интеллектуальном развитии детей. А. Г. Литвак пишет: «Слепым приходиться производить дополнительную , по сравнению с нормально видящими работу, преодолевая, в частности, относительную… фрагментарность и схематизм осязательных образов». Закономерности мира ребёнок познаёт с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации и систематизации, абстрагирования. Однако у незрячих проблемы абстрагирования непосредственного познания отрицательно влияют на уровень аналитико-синтетического мышления. В дошкольном возрасте за счёт осязания и нарушенного зрения у детей формируются целостные образы объекта на основе анализа его качеств и свойств. К школьному возрасту дети с нарушениями зрения владеют основными инструментами мышления - индукцией и дедукцией. Для детей очень важно по отдельному признаку уметь восстановить всю картину, связанную с концепцией (для ориентации в пространстве). Важна скорость реакции. В процессе психолого-педагогической коррекции мышление слепых детей нормализуется и чем сложнее творческая работа, тем больше в ней возможностей для формирования мыслительных операций. В процессе работы с такими детьми очень важно найти и включить в занятия формы обучения, которые наиболее полно стимулируют развитие интеллекта, развивают интерес вступать в диалог, находить способы и приёмы мышления.

         Компенсация слепоты, взаимодействие слепого ребёнка с окружающей средой - сложный процесс. Сейчас неопровержимо доказано, что развитие чувственной сферы - лишь одно из условий компенсации. Здесь решающее значение имеет развитие высших психических функций, в частности: памяти, речи и мышления.

         Если проанализировать с психологической точки зрения действия слепого ребёнка, то почти в каждом из них в определённой мере будут представлены процессы памяти - ведь ребёнок вынужден специально запоминать то, в чём зрячие не нуждаются. В такие ситуации постоянно попадает каждый незрячий ребёнок.

         Длительное время существовало мнение, что память слепых развита лучше, чем у зрячих. В доказательство приводились примеры незрячих, обладающих феноменальными способностями. А. г. Литвак справедливо пишет, что «эти данные свидетельствуют лишь о принципиальной возможности развития памяти при слепоте, но отнюдь не является доказательством преимущественного её развития». Сейчас тифлологическими исследованиями доказано, что память слепых не является более развитой, чем у зрячих. К тому же они испытывают затруднения при запоминании и фиксации материала. Для слепых детей очень важно не только сосредоточиться на объекте и действии с ним, но и уметь распределять внимание и переключать его с одного объекта на другой.

         Главная задача реабилитации и реабилитации слепых  детей и детей с остаточным зрением - подготовка к жизни и работе в среде зрячих людей. Ребёнка нужно научить преодолевать трудности, привить качества, препятствующие формированию иждивенческих черт личности.   

         Большой интерес представляет изучение качеств личности полностью слепых детей, детей с остаточным зрением. Но, как указывает Л. А. Солнцева в книге «Современная тифлопедагогика и тифлопсихология», Следует помнить о том, что каждый класс в специальной школе-интернате, особенно в начальной школе- это сообщество детей очень разных по умственной подготовке, уровню психического развития, состоянию здоровья и адаптации в обществе.

В любом случае, в психологических прогнозах относительно детей с глубокими нарушениями зрения, по нашему мнению, следует быть очень осторожными. По этому поводу приведём рассказы о своём состоянии двух людей с серьёзными проблемами зрения.

1. Юрий. Родился абсолютно слепым .клинический диагноз: врождённая наследственная атипичная катаракта. Помнит себя примерно с 2,5 лет. В 5 лет сделали операцию по удалению катаракты. Острота зрения после операции 0, 04 процента. Хорошо помнит себя слепым. В это время любимым занятием было слушать радио. Всё время ждал любимых передач. Отрицательных эмоций не  помнит, кроме одного и того же сна, который периодически ему снился ,и медведя. Когда был слепым и начинал волноваться, перед глазами светлело. Получал представления о предметах при ощупывании их руками. Чётко определял расстояние по звукам. Понятий «красиво» и «некрасиво» не существовало. Были понятия «правильно» и «неправильно». После операции долго привыкал к новому состоянию.  Представления об окружающем мире, о предметах полностью изменились вплоть до того, что заново учил названия предметов. Сильно боялся праздничного салюта. Боялся медведя.

 После того, как стал видеть предметы, всё равно ощупывал их руками - не доверял зрительному восприятию. При определении расстояния также основное место занимал слух. В школу для слепых детей поступил в 6 лет с дополнительным диагнозом: задержка психического развития. От перевода во вспомогательный класс родители категорически отказались. В младших классах часто болел. Успешно закончил Одесскую спецшколу - интернат для слепых детей, затем ОГУ им. Мечникова (РГФ) и Одесскую юридическую академию. Считает, что в школах для детей с нарушениями зрения вообще неуместны вспомогательные классы. 

2. Валерий. Родился абсолютно слепым. Диагноз: атрофия зрительного нерва. Помнит себя примерно с 3-х лет.  В детстве очень боялся оставаться один, боялся оставаться с кем-либо кроме мамы и папы. Любил слушать музыку, играть с домашними животными.  В школу-интернат для слепых детей поступил в 7 лет. Родился в селе, где разговаривали лишь по-болгарски, поэтому русского языка не понимал вообще. В школе сначала было очень тяжело- на уроках было скучно (не понимал, о чём говорили учителя), не общался с детьми.  В младшем возрасте пугало эхо- не мог понять, что это такое. Когда стал постарше, специально заходил в зал, чтобы его услышать- эхо как бы притягивало, нравилось. Постепенно в процессе общения выучил русский и украинский языки. Нравилось участвовать в художественной самодеятельности. Имеет абсолютный слух. Окончил музыкальную школу. Хорошо играет на гитаре и баяне. Несмотря на неблагоприятный прогноз, постепенно догнал сверстников в учёбе. В детстве (как и сейчас), в помещениях небольших размеров чувствовал, как будто «стены давят». Старался избегать бывать в них. Валерий закончил школу для слепых и юридическую академию в Одессе, работает директором компьюторного центра при областной организации УТОС. И Юрий, и Валерий, впрочем, как подавляющее большинство выпускников специнтернатов утверждают, что разлука с родными, с домом на время учёбы- сильнейшая психологическая травма для слепого ребёнка. В общении с другими людьми (не соучениками и работниками интерната, родственниками) были серьёзные проблемы , что мешало адаптироваться в среде нормальновидящих людей. Изоляция с раннего возраста от нормально видящего большинства  негативно сказывается на умении общаться, чувствовать себя не скованно.        Рассуждая об особенностях психологического развития слепых детей и детей с остаточным зрением , считаем уместным обратить внимание на замечание Л.А. Солнцевой в работе «Современная тифлопедагогика и тифлопсихология  (с. 11)», в которой говорится об интересе, который представляет выдвигаемая К. С. Лебединской гипотеза о раннем детском аутизме как аномалии развития этологических механизмов адаптации. Данные клинико- психологической структуры РДА об особом типе диссациации развития психических функций- выраженной социальной дезадаптации, недостаточности, ограниченности формирования межперсональных связей, плохой ориентации в конкретной ситуации при сохранных интеллектуальных предпосылках склонности к отвлечённому, абстрактному- указывают на правомерность распространения этой теории на детей с нарушениями зрения, поскольку целый ряд критериев относимых К.С. Лебединским к РДА, абсолютно схожи с симптомами, имеющими место у слепых детей (игра «рядом», боязнь лестницы, чужих людей, животных; двигательные стереотипы, верчение рук перед глазами (при остаточном зрении), надавливание на глаза, эхолалия, стереотипия фраз, фантазии,склонность к вербализации). Приведённые материалы заставляют задуматься над вопросом, а всё ли то, что относится к вторичным дефектам слепоты является результатом влияния слепоты и не связано с ограничением информации от окружающего, уходом от окружающего, с появлением аутизма, не на почве слабости энергетического потенциала ребёнка, а из-за отсутствия ранней коррекции общения слепого с окружающим миром. Тем более, что ещё в восьмидесятых годах Луиза Цойтен отмечала  у слепых детей дошкольного возраста довольно частое появление синдрома Каннера.  Таким образом успешность обучения  детей с нарушением зрения и использование их потенциальных возможностей требуют глубокого изучения личности детей, их психических состояний и функций, что показывает огромную роль практического психолога в школах для детей с нарушениями зрения и необходимости создания серьёзной психологической службы со специфическими методиками.                     

         В ходе исследований, проведённых в школах- интернатах для слепых детей российской федерации А. М. Виленской были получены такие результаты: незрячие школьники лучше всего выполняли задания на запоминание, но испытывали серьёзные трудности при решении задач, требующих общих знаний. Это свидетельствует о неумении пользоваться полученной информацией.  Уровень притязаний незрячих оказался ниже, чем у нормально видящих школьников. Кроме того, число выборов зрячих лежит в зоне максимально сложных задач, а у незрячих - в зоне наименьшей сложности при достаточно высокой самооценке, что говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном развитии. Сочетание невысокой самооценки и уровня притязаний свидетельствуют о том, что незрячих в большинстве удовлетворяет средний уровень развития.

         При изучении внутренней картины личности незрячих старшеклассников при анализе системы ценностей, представлений о себе и своём дефекте, о месте среди зрячих выяснилось, что большинство неадекватно относятся к своему дефекту - игнорируют его или вытесняют. Наибольшую ценность для незрячих  представляют такие качества, как целеустремлённость, умение добиваться поставленной цели, но называя эти качества, дети не формулируют пути и способы их достижения. Привлекательными чертами характера в себе и в людях они считают терпимость, умение сдерживать себя.

Проведённое исследование осуществлялось в форме диалога и выявило серьёзные нарушения в сфере общения. Их рассказы были монологичны. Партнёр был им нужен только как слушатель, а не как собеседник. Дети принимали только положительные выссказывания в свой адрес или доводы, подтверждающие их точку зрения. Это свидетельствует об отсутствии необходимых навыков общения, понимания и принятия позиции другого человека, навыков говорить о своих переживаниях лишь при условии интереса  собеседника. А эти качества воспитываются лишь в общении с разнообразными группами лиц. Узость общения в интернате говорит о необходимости специальных занятий по развитию навыков общения. Притом начинать нужно с младших классов. Очень важно, чтобы слепые дети общались и со зрячими сверстниками, и взрослыми, которые не являются работниками интерната.

Исследования показали, что у незрячих школьников значительное место занимает сознание вины, страхи и опасения. У большинства они связаны с социальными страхами, страхами общения с другими людьми.  

У незрячих старшеклассников проявляется двойственное отношение к половой жизни: связано со страхами и опасениями, с сознанием вины. Поэтому является источником сильных внутренних конфликтов.

При анализе отношения к своему дефекту дети сравнивают себя со зрячими, хотят доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты, неадекватность поведения. 

         Подведём итог. Исследования показывают, что уровень самооценки и притязаний незрячих несколько ниже и менее устойчив, чем у зрячих. Не сформировано адекватное отношение к своему дефекту. Общение протекает в форме монолога, что затрудняет контакты с другими людьми. Основными смысловыми сферами личности является сознание вины, отношение к половой жизни.

         Из сказанного выше можно сделать вывод, что на данном этапе необходимо совершенствовать содержание курсов обучения детей с глубокими нарушениями зрения, методов работы  психологов, помогающих таким детям. На наш взгляд, к обучению и воспитанию детей обязательно должны, насколько возможно, привлекаться родители, так как тоска за родными людьми оказывает огромное негативное влияние на  непростое психологическое состояние  незрячих детей. Дети обязательно должны общаться со зрячими сверстниками. Они должны знать, что слепой человек не лучше остальных и не хуже.  И, самое главное, в специальные школы (так было во времена СССР) очень важно  приглашать взрослых люд ей, которые вопреки слепоте, благодаря упорному труду и вере в свои силы достигли определённых успехов в жизни.

         Закончить наш доклад хотелось бы выдержкой из статьи Ольги Батлер (сайт: независимая газета) «Что может слепой»: «Став главой министерства внутренних дел в правительстве Тони Блэра, Дэвид Бланкетт создал исторический прецедент- до него ни в одной стране не было слепых от рождения мужчин или женщин, добравшихся до таких вершин». Хочется надеяться, что и в нашей стране у инвалидов будет возможность в полной мере участвовать в жизни общества.

 

 

 

 

Литература:

Солнцева Л. А. «Cовременная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей  с нарушениями зрения»-  м. 1999 г. Стр. 5, 11.

А. Г. Литвак. «Тифлопсихология» - м. просвещение. 1985. с.186.

Акимушкин В. М. Моргулис И. С. «Основы тифлологии»-украинское общество слепых (УТОС)- 1993 с. 11, 14, 15, 21.

Электронно-информационная база центрального правления утос- 2008 г.

Сайт: независимая газета. автор: Ольга Батлер. Статья «что может слепой».  2005 г.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категорія: Cтатті | Додав: Левенятко (13.08.2012) | Автор: Доклад
Переглядів: 13503 | Коментарі: 5 | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Пошук
Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2017