Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста можно определить по числу бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 с ребенок бросил мяч более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15 - удовлетворительная, менее 15 раз - плохая. Используют и другие приемы. Поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца: предложить c наибольшей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к кончикам пальцев 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке - 2-, 3-, 4-й в течение 5 с. Одновременное чередование кулака и ладони. Отстукивание ритма 1-11-1-11. Лабиринт: по сигналу провести непрерывную линию до выхода из лабиринта. Удерживание в течение 10 с положения на корточках с горизонтально вытянутыми руками. Стояние с закрытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. При максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее трех раз. 1. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений. «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол). «Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку. «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки. «Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей». «Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе. «Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты. «Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их. «Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками. 2. Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений. «Звонок» - на столе перед ребенком настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Дети сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот. «Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой. «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку. «Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу. «Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями. «Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»). «Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении. «Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха. «Веселые маляры» — движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз. «Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание. 3. Упражнения на ритмическую организацию движений, переклю-чаемость. Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа. «Ладонь - кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. (Упражнения выплняются сначала одной рукой, потом другой затем обеими руками вместе) «Ладонь - кулак - ребро»- кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром. «Оса - кольцо» «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую. «Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает психолог. «Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек (∙), где // - «медленные» (с паузой), •• - быстрые постукивания 4.Упражнения с предметами. «Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными. «Работа с бусами» - психолог раскладывает бусины разного размера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету. При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине. Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции». 5. Графические работы. Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в: - обводке контуров, лекал; - воспроизведении изображения с помощью опорных точек; - штриховке в разных направлениях; - дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур; -раскрашивании картинок; -соединении точек, нанесенных на листе бумаги. 6.Игры для развития тонкой моторики и координации движений. «Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек. «Съедобное и несъедобное», (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания). «Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения. «Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами. Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение. Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой. СОКОЛОВА Валентина Борисовна консультант-психолог по вопросам интелектуального развития.
|